logo
АКЦИОНЕРНОЕ общество
ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

История

НИИТ в судьбе у нас звучит,
Ему опорой нашей быть.
Наука – это гордость наша,
Работа, без которой нам не жить!

В соответствии с предложениями Советов народного хозяйства Куйбышевского, Татарского, Башкирского административных экономических районов о приближении деятельности отраслевого научно-исследовательского института технологии и организации производства (НИАТ) к заводам авиационной промышленности в целях успешного решения задач по освоению серийного производства новых объектов авиационной техники в ноябре 1958 года в столице Башкирской Автономной Социалистической Республики городе Уфе был организован Уральский филиал НИАТ. Перед институтом были поставлены задачи по отработке новых конструкций авиационной техники и повышению их технологичности, по разработке новых и совершенствованию существующих технологических процессов, по созданию нового специального и специализированного технологического оборудования, по совершенствованию форм организации производства.

За период научно-производственной деятельности институтом выполнено более 2250 научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок. Разработано более 800 новых технологических процессов, спроектировано около 700 моделей специального и специализированного оборудования, средств испытания и контроля. На производственной базе института и с участием сторонних организаций изготовлено более 1000 образцов специального и специализированного технологического оборудования и контроля. Специализированными предприятиями авиационной промышленности по конструкторской документации института изготовлено около 850 единиц различного оборудования.

Большинство разработок внедрено в серийное производство со значительным экономическим эффектом. Высокий научно-технический уровень разработок подтверждается 1017 авторскими свидетельствами и патентами на изобретения и промышленные образцы, медалями ВДНХ, Государственной премией РФ в области науки и техники.

Ведущим научным направлением института практически с первых дней его образования является создание технологии и оборудования для лопаточного производства газотурбинных двигателей. Гамма специализированных полировальных, фрезерных и шлифовальных станков, разработанная специалистами института, получила широкое распространение на предприятиях авиационного моторостроения.

В 1959-1960г.г. был разработан первый станок - фрезерный полуавтомат 4ФСЛ-1 для обработки рабочих лопаток компрессора длиной до 30 мм, удостоенный Золотой медали ВДНХ СССР. Особого внимания заслужили полуавтоматы 4ФСЛ-4А и 4ФСЛ-4Б для фрезерования профиля пера и поверхности перехода от пера к хвостовику рабочих лопаток компрессора длиной до 270 мм, которые были изготовлены большими сериями. Полуавтомат 4ФСЛ-4А также удостоен Золотой медали ВДНХ СССР. Всего на предприятиях авиадвигателестроения внедрено 17 моделей специализированных станков в количестве более 1000 единиц, в том числе модели 4ФСЛ-4Б - более 500 единиц, модели 4ФСЛ-5Б - более 350 единиц, модели 4ШСЛ-7 – 15 станков, модели 4ШЭЛ-7 – 25 станков.

В стенах института разработан многопараметрический метод оптимизации нестационарной механической обработки (рук.Юрьев В.Л.), а также разработан ряд систем стабилизации технологических параметров, которые легли в основу создания специализированного оборудования с числовым программным управлением лезвийной и абразивной обработки лопаток газотурбинных двигателей. В частности, станки 4ФСЛ-8П для программного фрезерования лопаток длиной 1000 мм были успешно внедрены на моторостроительных предприятиях г.Запорожье и г.Пермь.

В рамках приоритетного отраслевого направления «Исследование и разработка технологических процессов и создание специализированного оборудования для изготовления многослойных, многозаходных оболочек компенсаторов и металлорукавов из особотонкостенных труб» специалистами института:

 

Значителен вклад института в развитие автоматизации стендового испытания ГТД и агрегатов: более чем на 20 предприятиях отрасли внедрено свыше 300 единиц измерительных приборов, устройств, автоматизированных систем и комплексов. Тиристорный источник питания 4ТИП-1, спроектированный для автоматизированных систем испытания агрегатов в качестве эквивалента источника бортового энергообеспечения, внедрен на всех агрегатных предприятиях отрасли.

Широкое признание в отрасли получил алмазный инструмент, разработанный и изготовленный в институте. Предназначенный для шлифования сложнофасонных изделий из труднообрабатываемых материалов, инструмент отличается высокой режущей способностью и износостойкостью.

Весьма эффективными для отрасли оказались работы в области технологии точного литья лопаток ГТД. Разработан и внедрен на предприятиях отрасли процесс литья лопаток турбины и соплового аппарата с готовым газовым трактом, который лег в основу директивного технологического процесса литья лопаток с равноосной структурой. Отказ от механической обработки газового тракта лопаток позволил только на Уфимском и Пермском моторостроительных заводах освободить 90 единиц оборудования, 150 работников, сэкономить 75 тонн жаропрочного сплава, 5 тысяч абразивных кругов в расчете на годовую программу.

Исключительное значение для отрасли имеет работа по удалению керамических стержней из лопаток в растворе бифторида калия, позволившая внедрить процесс удаления электрокорундовых стержней из литых лопаток ротора турбины со сложной внутренней конфигурацией, что обеспечило сокращение технологического цикла удаления стержней в 30 раз и снижение трудоемкости удаления в 2 раза.

В перечне разработок такие, получившие отраслевое признание: «Технологический процесс изотермической штамповки лопаток газотурбинных двигателей», технологические процессы и оборудования для производства деталей ГТД из композиционных материалов.

Приказом Министра авиационной промышленности СССР №526 от 05.11.81г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 сентября 1981 года № 952-285образован Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей (НИИД), в организационную структуру которого включен Уральский филиал НИАТ с переименованием его в Уральский филиал НИИД. В 1994 году институт был реорганизован в государственное дочернее предприятие Уральский научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей с подчинением НИИДу, а в 1995 году с целью обеспечения успешной деятельности института в условиях рыночной экономики на его базе создано открытое акционерное общество «Институт технологии и организации производства» (ОАО НИИТ). В 2016 году в соответствии с изменениями законодательства РФ ОАО НИИТ преобразован в АО НИИТ.

За все годы деятельности института наибольшие объемы работ выполнялись для предприятий авиационной промышленности с целью совершенствования серийного и опытного производства новых изделий авиационной техники. По разработанным в институте методикам проводится анализ и оценка технологичности вновь проектируемой авиационной техники, материалоемкости, трудоемкости производства изделий на всех стадиях жизненного цикла.

Разработки института неоднократно включались в союзные, федеральные и республиканские программы, в том числе:

В институте внедрена система менеджмента качества, получен сертификат соответствия ИСО 9001:2015.

Неоценим личный вклад в развитие научных направлений института таких специалистов высокого класса, как Вагос П.В., Толокновский В. Р., Ветров П.В., Кузнецов В.В., Гусев А.В., Нейман В.В., Хадорченко В.В., Лукашов В.Ф., Скворцов Е.А., Фионин В.И., Касич Б.П., Григорьев В.В., Пряхин Н.П., Валеев Р.Г., Мейер А.А., Карамышев М.А., Грибановский В.А., Коновалов С.Н., Юрьев В.Л., Старочкина С.В.

Вагос Павел Васильевич, заслуженный изобретатель РСФСР, проработал в институте 27 лет ведущим инженером-конструктором, начальником научно-исследовательского сектора. В 1959 году под руководством Вагоса П.В. возникло направление по созданию специализированного оборудования для обработки пера лопаток ГТД, ставшее отраслевым и во многом определившее специализацию института. Была создана серия оригинальных станков с копирным управлением. Впоследствии были созданы станки для абразивной обработки лопаток. Станки получили широкое распространение в отрасли: более 700 единиц работают на отечественных предприятиях и за рубежом.

В 1982-84 годах под руководством Вагоса П.В. был создан первый станок нового поколения - с ЧПУ, который успешно запущен в производство и явился родоначальником гаммы специализированного оборудования с ЧПУ, которыми было оснащено большинство предприятий двигателестроения.

Самооотверженный труд Вагоса П.В. отмечен орденом "Знак Почета", пятью медалями ВДНХ СССР - двумя золотыми, одной серебряной и двумя бронзовыми, Дипломами и Свидетельствами участника ВДНХ СССР.

До самого последнего дня своей жизни Павел Васильевич не прекращал трудовой деятельности.

Толокновский Вячеслав Родионович - заслуженный изобретатель Башкирской АССР, кандидат технических наук. Выпускник Военно-воздушной инженерной Академии им. проф. Н.Е. Жуковского, кадровый военный, с 1961 года по 1988 год проработал в стенах института. Под его руководством создано новое научное направление по автоматизации стендовых испытаний газотурбинных двигателей, их узлов и агрегатов. В течение многих лет возглавлял научно-исследовательский отдел. Он воспитал инициативных, высококлассных специалистов, передав им свой опыт, знания, будучи примером в ревностном служении отечественному авиадвигателестроению. Награжден серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР.

Ветров Петр Васильевич - заслуженный деятель науки и техники Башкирской АССР, специалист высокого класса - работал начальником технического отдела, Главным металлургом Управления машиностроения Башкирского совнархоза. В институте начал работать с 1961 года начальником лаборатории, затем начальником отдела. Под его руководством было создано научное направление по точному литью лопаток с готовым газовым трактом, которое стало основой отраслевого директивного технологического процесса литья лопаток, внедренного в производство на всех серийных двигателестроительных предприятиях и отраслевых конструкторских бюро отрасли.

Под его руководством разработан высокоэкономичный технологический процесс литья лопаток ГТД в термостойкую оболочковую форму.

Петр Васильевич - создатель школы литейщиков, наставник тех, кто в настоящее время руководит металлургическими производствами отрасли. Награжден двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР.

В разные годы институт возглавляли: Равикович Борис Бениаминович, Ковалев Алексей Иванович, Галеев Сулейман Сафарович, к.э.н Рахимов Гафур Нуруллович, д.т.н. Юрьев Виктор Леонидович.

С 2020 года институтом руководит к. т. н. Каримов Ильдар Гаянович.

Основные этапы развития

1958г. – образование Уральского филиала научно-исследовательского института технологии и организации производства (НИАТ)

1982г. – преобразование Уральского филиала НИАТ в Уральский филиал научно-исследовательского института технологии и организации производства двигателей (НИИД)

1994г. – реорганизация Уральского филиала НИИД  в государственное дочернее предприятие Уральский научно-исследовательского института технологии и организации производства двигателей (УралНИИД)

1995г. – акционирование УралНИИД  и создание на его базе открытого акционерного общества «Институт технологии и организации производства» (ОАО НИИТ)

2016г. – преобразование  в соответствии с законодательством РФ  ОАО НИИТ в акционерное общество «Институт технологии и организации производства» (АО НИИТ)

Руководители

Равикович Ковалев Галеев Рахимов Юрьев